Л.Дорофеева
Главная страница Конференция "Свобода и Семья" 1 день конференции Доклады 2-й день конференции
Парадоксальные директивы в работе с "сопротивляющимися" семьями

Хочу начать свое выступление с описания четвертой сессии с семьей из трех человек, обратившейся в связи с отсутствием школьной мотивации у 10 – летнего сына. На этой сессии, как и на предыдущих трех продолжались жалобы родителей на невыполнение сыном домашних заданий, переживанием матери о будущем сына, о невозможности довести выполнение домашнего задания до конца, о «безответственности» сына, которая бесила отца. Я почувствовала себя в полнейшей растерянности – третью неделю мы говорим о таблице умножения, которую никак не выучит 10-летний нормально интеллектуально развитый (по данным школьного психолога) ученик четвертого класса. И тогда «безответственность», «несерьезность» сына была обозначена как «жизнерадостность», которой сейчас так не хватает семье, уставшей от проблем и ссор. А также было порекомендовано семье в течение недели «весело» ужинать, что может проявляться в том, все могут ходить с тарелками из кухни в общую комнату, по дороге переключая каналы телевизора, поигрывая на компьютере и рассказывая веселые истории и анекдоты. На следующей сессии семья рассказала о том, что у них не получилось ужинать таким способом, но таблица умножения была выучена.
Теоретическим обоснованием таких парадоксальных директив является базисная идея о стремлении семьи сохранить системный гомеостаз и одновременно стремлении к изменениям. Новые формы организации создаются на основе отклонения от начального стабильного состояния равновесия при потреблении определенной энергии. При определенных состояниях отдаленности от точки равновесия система может силою случая перейти критическую точку, через которую она уже не в состоянии вернуться назад, к первоначальному состоянию, но может развиваться в новом, непредвиденном направлении. Бельгийский физик, нобелевский лауреат Пригожин установил, что при определенных условиях динамические системы с высоким уровнем взаимосвязей между элементами могут создавать спонтанный порядок, причем без какого-либо влияния внешней упорядывающей инстанцией.
Эту идею иллюстрирует так называемый эффект мотылька: в системах с высокой степенью нестабильности вероятность развития процесса колеблется около цифры 50 % . Тогда существенными могут стать мельчайшие подробности, например, колебания крыльев мотылька: «маленькие причины могут приводить к самым большим последствиям». Если поток воздуха, обусловленный мотыльком, изменяет состояние системы с вероятностью до 50,0000000000001% и соответственно изменяется вероятность другого состояния до 49,999999999999%, то вполне допустимо, что именно этот удар крыльев мотылька стал причиной сильной бури.
Целью системного психотерапевта является – как можно более экономнейшими способами дать такой толчок системе с проблемою, чтобы сама система справилась со своей проблемой. Поэтому беседа рассматривается не столько как повод «проработать проблему» сколько как «провокатор» (побуждающий к действию) до их разрешения. Тогда интервенции становятся чем-то подобными крыльям мотылька, которые вызывают, усиливают в сложной системе разного рода завихрения. Кроме того интервенции направляются скорее на разрушения существующих образов, отводя их дальше от состояния равновесия, чем на укрепление данных образов. Контролировать такое состояние невозможно, система самостоятельно отыскивает новый аттрактор (возбудитель), который наиболее соответствует её нынешнему состоянию. Т.о. возникает что-то новое - но чем будет это новое - контролю терапевта не подлежит.
Прямые директивы пригоны для тех семей, которые делают то, о чем их просит психотерапевт, а парадоксальные директивы больше подходят для тех, кто сопротивляется выполнению задания. Следует иметь в виду, что сопротивление – явление распространенное. Оно проявляется во многих семьях, особенно, если в их составе имеется больной шизофренией или страдающий пристрастием к психоактивным веществам , а так же при наличии у одного или нескольких членов семьи «личностного расстройства». Этим семьям легко заставить психотерапевта вести с ними активную работу, и при этом саботировать все его усилия. Сопротивление обычно проявляется в том, что семья не выполняет домашних заданий. В большинстве случаев стабильность определяется тем, что один из его членов является «проблемным». До тех пор, пока дела обстоят именно так, более серьезные вопросы остаются в стороне. Попытки психотерапевта разрешить семейную проблему угрожают стабильности семьи и наталкиваются на сопротивление.
В стратегическом подходе выделяют пять типов семейных трансакций, которые указывают на целесообразность использовать парадоксальные директивы:
1.Ссоры и пререкания. Члены семьи общаются друг с другом преимущественно на повышенных тонах. Они не склонны соглашаться друг с другом ни по одному вопросу . Члены семьи характеризуются повышенной возбудимостью и реактивностью.
2.Нежелание сотрудничать и неспособность к выполнению задания. Такие семьи ведут себя менее экспрессивно. Соглашаясь на словах, члены семьи мешают друг другу на невербальном уровне. Один или несколько членов семьи отыгрывают свою агрессию другими способами, такими как пьянство, наркотики или изнурительная работа. Зачастую такая семья на словах соглашается выполнять предписания психотерапевта, однако после сессии никто не берет на себя личной ответственности за это.
3.Сохранение проблемы не смотря на вмешательство. Семья не реагирует ни на один из видов вмешательства. Психотерапевт, не видя заметного прогресса, часто чувствует себя растерянным.
4.Сепарация и поляризация. Этот паттерн характерен для тех семей, в которых детям с легкость удается поссорить родителей. Особенно преуспевают в этом подростки.
5.Взаимная дискредитация. Члены семьи возражают друг другу либо опровергают один другого. Без взаимной поддержки родители не способны регулировать поведение детей.
Пегги Пепп описывает три этапа применения парадоксальной директивы:
1.Доходчиво объясняете, какие выгоды приносит симптом. Следует непосредственно указать, какие именно поведенческие последовательности одновременно приносят выгоду, вызывают появление симптома.
2.«Пропишите» симптом: поощряйте членов семьи вести себя так же, как и прежде, ведь изменения поведения лишает семью вторичной выгоды. Следуя указаниям психотерапевта и продолжая симптоматическое поведение, семья позволяет ему перехватить инициативу. Кроме того, согласие означает, что симптоматическое поведение можно контролировать (продолжать по собственному желанию), а значит, изменить. Если же семья отказывается подчиниться , то симптоматическое поведение прекращается. Таким образом, и согласие и несогласие семьи идет к терапевтическим изменениям.
3.Сдерживайте динамику терапевтических изменений при появлении первых признаков улучшений. Сдерживание «роста» является непрерывным условиям эффективности использования парадоксальной директивы. По существу психотерапевт говорит: « Я не уверен, что это изменение в нужном направлении. Конечно, выраженность симптомов уменьшилось, но готовы ли вы отказаться от вторичной выгоды? Лично я в этом сомневаюсь». Особое внимание психотерапевту следует обратить на то, чтобы его позиция была неизменной, и не брать на себя ответственность за происшедшие изменения. Эта «психология наоборот» требует искренности и не терпит сарказма. Иными словами, психотерапевту следует с сочувствием относиться к потребности семьи в сохранении симптома для обеспечения своей стабильности.
Дж. Браун и Д. Кристенсен в «Теории и практике семейной психотерапии» приводят следующие парадоксальные задания, которые использовали в собственной практике:
- Гордой своей независимостью матери-одиночке, препятствующей самостоятельности своему сыну, предложили делать для него еще больше, чтобы она не чувствовала себя одинокой.
- Мальчика, который часто «закатывал истерики», попросили продолжать это делать, но лишь в определенной комнате и только после школы, когда он, действительно ничем не был занят.
- Жене, которая собиралась бросить мужа, но никак не могла это сделать, предложили остаться с мужем на том основании, что он нуждался в её заботе.
- Женщину, которая страдала депрессией, попросили ежедневно в течении часа сидеть в одиночестве и предаваться унынию. Её сказали, что управлять своим настроением можно лишь в том случае, если она научиться «включать» и «выключать» депрессию.
- Супруги, склонные часто ссориться, должны были продолжать это делать, чтобы больше общаться друг с другом.
- Девушку-подростка, которой было трудно начать самостоятельную жизнь, отделили от матери, похвалили за то, что она жертвует собой, защищает мать от жестокой реальности.
- Страдавшую депрессией девушку попросили имитировать подавленность, при этом родителям надлежало поощрять наиболее яркие проявления её депрессии.
- Матери, которая постоянно беспокоилась о своем сыне, посоветовали ежедневно в течении часа сидеть в одиночестве и волноваться. В течении этого часа ничем другим заниматься было нельзя.



Сайт управляется системой uCoz