Ирина Юрасова
Главная страница Конференция "Свобода и Семья" 1 день Доклады 2-й день
Семья как тонкая сущность

Я приветствую всех, здесь собравшихся! Представительность сегодняшнего форума несказанно радует меня тем, что та проблема- семья и свобода - вокруг которой мы собираемся работать предстоящие несколько дней, постепенно выходит за теоретические рамки и становится предметом практики.

Поставленная задача лежит в области взаимоотношений по типу «личность - система». И для того, что бы ее всерьез рассматривать, наше общество должно находится на определенном этапе своего развития, образно, говоря – быть взрослым. Хочется думать, что наше общество постепенно к этотому этапу приходит, что, с одной стороны, воодушевляет, а с другой – прибавляет ответственности.
Этот тип взаимоотношений (личность - система) присутствуют в сферах описываемых как человек и государство, человек и коллектив, человек и общество. Есть безграничная личность, и есть ограничивающая эту личность система, без которой, тем не менее, личность не может состояться. Система семьи (поскольку именно семья – актуальная тема нашей конференции) имеет свои законы, накладывающие определенные обязательства, которые воспринимаются личностью подчас очень и очень тяжело. Но не есть ли эта тяжесть схожей с силой тяжести Земли, без влияния которой отдельному организму живется туго (о чем говорит опыт космонавтов), а рождение нового и вовсе проблематично. Что же создают для нас силы тяжести семьи? То же, что и Земли, а именно - опору! Такую же опору, какой, в частности, для нас является наше физическое тело, несущее нам вместе с системой ограничений и возможность самой жизни.
Социальные задачи семьи как структурной единицы общества достаточно подробно рассматриваются в курсах общественных наук, нас же интересует не менее животрепещущая тема задач и целей семьи, связанных с эволюционным развитием человека. И єто имеет отношение к следующему вопросу: что же такого дает нам семья, кроме того, что обеспечивает среду для выживания?
Мы говорим о том, что человек стал человеком в тот момент, когда смог посмотреть на себя глазами другого, стать на его точку зрения и таким образом отделить себя как личность от многих других. Так происходит процесс самосознания. И семья дает достаточно материала для работы в этом направлении. Кажется, что сознательная работа в собственной семье по своей эффективности не сравнима ни с каким тренингом личностного роста, по сути, это он и есть. Наверное, каждый, кто участвовал хотя бы в одном психологическом тренинге, может вспомнить как простенькое, моделирующее реальную ситуацию, упражнение становится базой для инсайта только за счет того, что нам предлагается осознать, наконец, казалось бы, обычные, повседневные вещи. Насколько же большим потенциалом обладает жизнь в семье, предоставляющая нам практически беспрерывно как материал для осознания, так и возможность обратной связи.
Но что воодушевляет еще больше при работе с семьей, так это то, что семья дает возможность освоить новый, еще более высокий эволюционный уровень, а именно: расширить свое сознание до уровня восприятия системы, а значит и мира в целом. И, судя по всему, мы все еще стоим в начале этого пути.
Скорее всего, дело обстоит так, что личностный рост напрямую связан с прорабрткой своей семейной ситуации, и именно эта проработка дает возможность быть дифференцированной или зрелой личностью. Таким образом, на пути к вершинам именно наша семья может служить и хорошим маяком и верным спутником.
В древности семью, как системную сущность персонифицировали семейные идолы, боги рода. Семья как единый организм рассматривается и в работах современных психологов, наиболее последовательно этого взгляда придерживался Мюррей Боуэн. Все это дает возможность говорить о семье как о сущности, наделенной собственной судьбой, характером, именем, уровнем и направлением развития. Вот этой сущности я и хочу сейчас коснуться.
Думая о своем коллективе, работая с ним, хороший управленец фактически вступает в контакт с тонкой сущностью, объектом идеального мира. Правда, такая тема, как «Рабочий коллектив и свобода» - особой актуальностью пока не блещет (хотя, с моей точки зрения, – все впереди). В немалой степени такая ситуация обусловлена существенной разницей в уровне осознания, связанной с жизнью коллектива и семьи. Степень осознания при работе с коллективом все-таки значительно больше, чем степень осознания процессов, происходящих в семье.
Хотим мы этого или не хотим, но при рассмотрении тех объектов, к которым неприменимы законы механики, мы забираемся в область идеального или тонкого мира. Семья же относится к объектам такого рода, при работе с которыми без магии не обойтись, как ни печально это слышать материалистам. Впрочем, любой руководитель от начальника отдела до президента этой магией пользуется, вопрос только в том, насколько сознательно он это делает.
Язык для описания этой области (тонкого мира) в разных культурах освоен по-разному. Что касается нашей, то он находится в стадии разработки и является предметом забот не только философов и психологов. Сейчас мы пока что слышим многоязычный хор, который надеюсь, нашу Вавилонскую башню не развалит, как – то мы все же договоримся. Так вот, исходя из этих представлений, можно сказать, что к физическому телу семьи относятся тела ее членов и пространственные объекты, которые она занимает – дом или дома. А вот к миру тонкому относится то, что мы можем назвать психикой семьи (эзотерики в этом случае говорят об эгрегоре, а язык математики, описывая объекты такого рода пользуется термином система). Кстати, когда убежденные материалисты говорят о характере семьи, то апеллируют они при этом к раз к миру тонкому. В этих двух терминах – система и эгрегор - два взгляда на один и тот же объект, существование которых находит свое отражение в ассиметрии головного мозга – взгляд левополушарный и правополушарный. М.Боуэн, предложивший дефиницию - эмоциональная система, тем самым сделал попытку оба эти взгляда объединить.
Есть предположение о том, что эволюционный уровень коллектива заведомо ниже, чем эволюционный уровень каждого из его членов в отдельности. Речь идет об эволюционной модели в виде иерархической лестницы, представляющей из себя пирамиду уровней - от царства минералов до мира духовного. Эта модель, скорее всего, известна слушателям, напомню для тех, кто встречается с ней впервые: модель структуризирует окружающий нас мир со всеми его объектами и феноменами на взаимосвязанные и взаимозависимые между собой миры минералов, растений, животных, людей, коллективов (коллективное бессознательное), мир интуиции и мир просветления. Этот способ классификации мира находит свое отражение в пирамиде потребностей А.Маслоу, системе логических уровней Р.Дилца, представлениях индийской философии. Надо сказать, что относительно уровней, лежащих выше уровня человека, в этоих моделиях существуют разночтения. И это не удивительно, ведь для того, что бы осознать что - то и это осознание хоть как- то передать, необходимо не только выйти за пределы этого чего- то, но и, более того, создать язык для его описания. Так вот, если мыслить в этой модели. То такой объект как семья, по-видимому, находится на уровне животном. Особенностью этого уровня является эмоциональная насыщенность и отсутствие осознания, а поведение объекта характеризуется набором устойчивых паттернов или привычек и обуславливается набором условных и безусловных рефлексов.
Действительно, семья - это настоящее царство бессознательного с полным букетом из его разного рода защит: вытеснений, замещений, искажений, проекций. В семье наши невротические идеализации наталкиваются на жесткую реальность, и защитные механизмы начинают работать в форсированном режиме: мы не видим очевидного, искажаем поступающую информацию до неузнаваемости, выдаем грешное за праведное. Критика по отношению к своей семье воспринимается гораздо более болезненно, чем критика личности – вот уж где наше бессознательное стоит на страже, охраняя свою крепость. Именно поэтому я позволю себе предположить, что вслед за анализом сновидений не менее царским путем в бессознательное может служить и анализ своей семейной ситуации.
Семейная система, заявляя свои права на жизнь, зачастую пользуется далеко не цивилизованными методами и действует непосредственно на наше подсознание. (Тут и алкоголизация одного из членов, и хронические заболевания и неудачная жизнь детей, требующая неусыпного к ним внимания, все это – аварийные методы по восстановлению семейной сплоченности).
Влияние это тем более сильное, чем меньше осознания мы склонны вносить в свою семейную жизнь. А это, повторяю как раз та сфера, где процесс этот становится наиболее трудным и носит болезненный характер. Вместе с тем и потенциал такой работы велик невероятно – сам факт осознания того, чем все-таки диктуется поведение и мысли человека, обладает большой терапевтической ценностью. Бессознательная роль раба семьи, как и ее вампира, одинаково уродуют человека, делая его марионеткой сущности, как мы уже говорили, отстоящей от самого человека в эволюционном развитии как минимум на порядок. Свобода в такой ситуации состояние практически недостижимое
Уровень развития системной сущности, называемой семьей, образно говоря, соответствует развитию ребенка до 2,5-3 лет. Этот неожиданный вывод позволила мне сделать практическая работа с детьми того же возраста и одновременная работа с семьями (имеется в виду, что это были две разных сферы моей деятельности). Моя работа с эмоциональными нарушениями во многом опиралась на модель базальной системы эмоциональной регуляции, предложенной О.С.Никольской и В.В.Лебединским. Эта модель описывает 4 уровня системы эмоциональной регуляции:
1) уровень полевой реактивности;
2) уровень стереотипий;
3) уровень экспансии;
4) уровень эмоционального контроля.
Каждый из этих уровней невероятно важен в общей системе, но проявляется очень по-разному. Здесь нет возможности подробно их касаться, скажу только, что жизнь семейной системы, которую, М. Боуэн определял как эмоциональную, удивительным образом также описываются работой этих четырех уровней. На том, как они проявляются в семье, я остановлюсь подробнее.
1. Полевой уровень имеет отношение к пространству, которое занимает семья, к способности семьи адаптироваться в нем, «удобно устроиться», интенсивности передвижения ее членов, физической и эмоциональной дистанции, которую предпочитают ее члены или вынуждены занимать в виду сложившегося положения вещей, насыщенностью пространства семьи разного рода объектами (часты ли гости, приезды, приходы других людей). К явлениям этого уровня относятся, например такие, как повышение агрессии при скученности.
2. Уровень стереотипий касается ритмов семейной жизни, ее ритуалов, религиозных обрядов, семейных устоев и правил, то, как семья отдыхает, ее пищевые привычки и предпочитаемые чувственные контакты со средой.
3. Уровень экспансии – описывает, как семья справляется с трудностями, какие цели она перед собой ставит и каким образом их добивается. Например, цель сплочения семьи может достигаться совместной деятельностью, а может использоваться нижележащий уровень (если уровень экспансии гипофункциональный) – выделить в семье идентифицированного пациента (хронический больной, алкоголик, инвалид)
4. Уровень эмоциональной регуляции как правило в наших семьях освоен слабо. Он касается способности устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром. Мой дом – моя крепость – имеет отношение к этому уровню. Либо, наоборот, семья находит свое место в обществе, имея ввиду заинтересованность общества в ней. Семья строит свои отношения с миром, находясь на позициях осознанного альтруизма и гуманизма.
Я сейчас говорю именно о семейных характеристиках, а не об особенностях одного человека, т.е. альтруистическая установка поддерживается всеми членами семьи и находит свое отражение в индивидуальной деятельности каждого. Коротко: семья чутко реагирует на запрос общества и дает адекватный ответ.
Все эти уровни, безусловно, взаимосвязаны и взаимозависимы и могут рассматриваться только в целостной картине, однако яркая их дифференциация имеет глубокий практический и философский смысл.
Что касается философского смысла то сразу можно заметить, что работа каждого из них символически описывается работой четырех стихий, имеются в виду архетипы Воды, Земли, Огня и Воздуха. Те, кто знаком с символической философией, сразу же могут сделать свои выводы по этому поводу.
Практические результаты применения этой модели приводят к тому, это коррекция семья становится системной в полном смысле этого слова. Как это ни удивительно, но зачастую к значительным результатам приводят такие, казалось бы, незамысловатые терапевтические методы, как работа по изменению пространственных взаимоотношений, введение хорошо подобранного ритуала или согласование целей членов семьи и организация их совместной деятельности.
В обычной терапии, если пользоваться описаниями этой модели, мы беремся сразу за 4 уровень эмоциональной регуляции, который, сколько с ним не работай, как бы проваливается, если у семьи нет имея опоры на предыдущих уровнях. Это похоже на то, как если бы терапевт, работая с аутичным ребенком, начинал бы вести с ним разговоры - результат такой работы – известный и малоутешительный. Понятно, что работу нужно начинать с нижележащих уровней, проводя диагностику их гипер - или гипофункциональности.
Терапевтические примеры:
1. За помощью обратилась семья по поводу утраты мотивации к обучению у сына – подростка 14 лет. Семья состояла из 4-х человек: отец, мать и двое сыновей 14 и 7 лет. Обычно работа с мотивацией включает в себя принятие ответственности и признание самостоятельности ребенка. Механизм такого нарушения встречается доволно часто – гиперфункциональная мать, гипофункциональный ребенок, причем эти взаимоотношеня включаются в известный треугольник: муж – жена – ребенок. Используя базисную модель эмоциональной регуляции можно сказать, что заявленная проблема относится к 3 уровню (экспансии) – семейный конфликт, обслуживающий героику будней. Вместо того, что бы сразу же приступить к заявленной проблеме на этом уровне, я решила для начала заручиться поддержкой уровней нижележащих. Так , 2-й уровень включался введением в жизнь семьи ритуала вечернего обсуждения дневных дел – кто что делал, что у него получалось и что не очень (при этом использовался временной регламент). Кроме того, была проведена интервенци на полевом уровне – для подростка было оборудовано отдельное рабочее место в отдельной комнате (у семьи была такая возможность). До этого у братьев была общая комната с одним столом. Динамика развития семейной ситуации показала что даже этих мер оказалось вполне достаточно, что бы ситуация изменилась в лучшую сторону, а уровень семейной тревоги был значительно снижен.
2. За помощью обратилась семья в связи с тем, что ребенок – девочка 12 лет не находила общего языка с подружками в школе, маму беспокоила замкнутость и необщительность дочери. Семья состояла из преставителей трех поколений: бабушки, мамы и дочки. Семейная система характеризовалась большой остоожностью в контактах (вполне понятных, если учесть то, что в 30-х годах почти все родственники бабушки погибли в результате репрессий). Нарушения в семейной системе относились к четвертому уровню эмоциональной регуляции. Для работы была выбрана стратегия активации для начала 3- го уровня, направленная на организацию деятельности. Девочка много читала, фантазировала и хорошо рисовала. Именно эта деятельность послужила отправной точкой для работы. Совместные рисунки с мамой, рассказывание сказок и историй, наконец, девочка стала посещать кружок рисования и нашла общий язык с детьми там, мама же нашла себе друга, бабушка осталась при телевизоре.
Таким образом, применение этой модели в семейной терапии и те результаты, которые она дает, позволяют говорить о перспективности такого подхода, основанного, прежде всего на том, что семейная система представляется в виде единого эмоционального организма, похожего на ребенка, воспитанием которого я и предлагаю озаботиться каждого из нас.



Сайт управляется системой uCoz